Не существует однозначной точки зрения относительно того, стоит ли вести ребенка до 3х лет в музей. Кто-то твердит: “Конечно, стоит! Даешь раннее развитие! После 3х уже поздно!”. А кто-то только качает головой: “Зачем? Малышу нужна свободная игра, сверстники и свежий воздух!” Я расскажу о нашем личном опыте, и возможно, эта история даст пищу для размышления.
До последнего момента я не была уверена в том, что в музей стоит вести ребенка до 3х лет, но решающую роль сыграл тот факт, что в течение четырех недель музеи нашего города открывали свои двери по субботам бесплатно.
Поразмыслив, мы решили рискнуть и посетить музей естественной истории (Naturhistorisches Museum).
Надо сказать, первое наше посещение увенчалось полным провалом.
Пришли в музей мы абсолютно спонтанно, зашли в зал, где были представлены животные местного региона, и попали в полумрак. В сумраке освещенные витрины с чучелами животных в полный рост выглядели не просто реалистично, а даже несколько устрашающе, о чем мой сын не преминул тут же сообщить душераздирающим криком, примерно таким, какой можно услышать в кульминационный момент в фильме ужаса. Показалось мне это или нет, но рядом кто-то даже подпрыгнул от неожиданности.
Животные словно с ухмылкой смотрели нам в спину: “Захотели в музей пойти? Ха. Ха…Ха!”.
Под непрерывающимся обстрелом укоряющих взоров прочих посетителей мы с позором покинули помещение и отвели душу в небольшой комнате для игр, где мой сын за 10 минут расправился с детскими пазлами, а потом заскучал. В общем, что и говорить: полный провал!
Русские так быстро не сдаются!
К следующему нашему визиту в музей мы подготовились более основательнo и решили заранее, что посетим экспозицию только по определенной тематике: птицы.
В течение недели мы с сыном целенаправленно ходили в библиотеку, брали книги, энциклопедии, виттельбухи про птиц и с нетерпением ждали приближения очередной субботы.
В этот раз для смелости взяли с собой папу. С папой мрачные кулуары музея будут не так страшны, наивно полагала я. Действительно, в этот раз малыш был куда смелее и бодро ринулся в полумрак музейных коридоров. Однако, при приближении к витрине с птицами он так вжился в реальность экспозиции, что пожелал погладить милых пернатых по спинке, но не заметил, что витрина была расположена не вертикально, а под наклоном. “Бум!”- раздался гулкий звук, после которого последовал очередной долгий и продолжительный плач.
Далее схема была все та же: меткий обстрел осуждающими взглядами остальных посетителей и отступление с поля битвы с полным поражением. Масла в огонь добавил папа, который был не осведомлен о том, что мы всю неделю готовились и читали про птиц. “А давайте лучше посмотрим рыб!” – предложил он. К счастью, помещение с рыбами находилось отнюдь не в полумраке, но это не слишком спасло ситуацию. Увидев эффектные хищные челюсти, сын робко спрятался за наши спины и напрочь отказался продолжать осмотр достопримечательностей. “Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу …” – пронеслось в моей голове. Проходя на обратном пути мимо зала с животными местного региона, мы могли слышать едва различимые гулкие звуки удара голов о стекло, сопровождаемые чертыханиями и детским плачем. Ох, уж эти злополучные витрины в полумраке…
К третьему походу готовились все: папа, мама и сын. Читали нa этот раз про рыб. Долго и упорно.
„День Икс“ настал. Быстро минуя злополучный зал с животными региона, мы направились к рыбам, крепко держа папу за руку для пущей храбрости. И вот, когда зал с рыбами уже маячил в конце коридора, наш сын вдруг вспомнил, что в этом музее-то еще и пернатые представлены, и резко зарулил в зал с птицами. Стараясь не навязывать малышу свои интересы, мы с мужем покорно отправились вслед за ним. К нашему изумлению, сын без большого труда распознал перепелку, фазана, синицу, а потом… просто сел спиной к витрине и стал петь: “Перепелка, перепелка, пе-ре-пё-ёёлочка…”.
Конечно, желающие метко пострелять укоризненными взглядами нашлись опять, но мы с мужем, все же, выдохнули. По крайней мере, на этот раз визит в музей не увенчался полным провалом! И пусть этот поход длился всего 15 минут: что-то в голове нашего малыша все же осело. Под конец осмотра сын пришел в большой восторг от стенда с яйцами разных птиц. Больше всего его изумило сравнение утиных и лебединых яиц. Чтение сказки про гадкого утенка не прошло бесследно…
Подводя итог нашим музейным приключениям, могу лишь сказать, что я была невыразимо радa тому, что вход в музей был все три раза бесплатный. Приводя малыша в музей, никогда нельзя быть на 100% уверенной, что он не устанет уже по дороге, добираясь до места назначения, не испугается, не захочет делать что-нибудь другое. Если в музее нет интерактивного и игрового элемента, нельзя рассчитывать на то, что внимание ребенка продержится дольше 15-20 минут. Безусловно, идти в музей без предварительной подготовки – большой риск.
До 3х лет ребенок находится в возрасте активного исследования, потому академический музей, где экспонаты невозможно потрогать, да и залезть никуда не представляется возможным, может стать для него неинтересным. Более того, сам факт перемещения из обычного окружения в новую обстановку может стать для ребенкa настоящим стрессом. Стоит ли и говорить, что добравшись, наконец, до музея, малыш, возможно, уже не захочет ничего смотреть. А если к этому еще прибавить неизбежную необходимость разъяснения правил поведения в музее, то в целом, посещение может просто стать для ребенка нудным и гнетущим.
И все же, ответ на вопрос, стоит ли посещать музей с ребенком до 3х лет, каждый даст себе сам. Готов ли малыш к такому посещению? Способен ли он понять, что перед ним находится, осознать, запомнить?
Подпишитесь на еженедельную информационную рассылку "Ракета"
Каждую неделю по понедельникам вы будете получать информацию о новых учебниках и видеокурсах, о новых статьях, а также бесплатные материалы для занятия с детьми
Вы подписались на рассылку