Спасибо, пожалуйста, извините.
А ваш малыш говорит эти волшебные слова или просто молчаливо размазывает йогурт по столу? Мы постоянно поправляем детей: “Не дай, а дай, пожалуйста. А где спасибо?” А если совершилось ужасное и Зиночка решила проверить на прочность голову Петечки лопаточкой, а ещё и убежала с места преступления с широкой улыбкой, то мы краснеем, бледнеем и тащим виновника обратно, и с мольбой в глазах угрожающе приказываем извиниться.
Джанет Лэнсбери, специалист по развитию детей дошкольного возраста, считает, что не нужно заставлять ребёнка благодарить, а тем более извиняться. А то потом сами пожалеем. Джанет Лэнсбери – педагог, автор книги “Плохих детей не бывает” и верит в систему воспитания по RIE. Она напоминает, что дети до определённого возраста не имеют эмпатии; чувство сострадания развивается у каждого своим темпом. Поэтому Зиночку крокодиловы слезы Петечки никак не трогают, и это- нормально. Дети дольше переваривают случившееся и медленнее реагируют. Она просто отодвинула мальчика. Он мешал пройти. Что тут плохого? В такие моменты мы заставляем детей солгать или изменить себе. А они не способны на поддельные эмоции. Кстати именно по этой причине не советуют просить обнимать вереницу тетей Лен и дядей Вань, приходящих в гости, если ребенок сам не проявил инициативу. В общем, для настоящего извинения ребёнок должен быть достаточно развит, чтобы понять и ответить за свои слова. Иначе чему мы учим? Что можно все уладить извинением. Сломал чужую игрушку, шваркнул по голове, но извинился, значит все нормально, и можно бежать дальше, и даже продолжать такое поведение.
Вишенка на полтора года старше Луковки и постоянно колошматит братика. Поначалу я искренне ужасалась и восклицала: “ты что?! Разве можно его бить/кусать/щипать/красить фломастером/душить/седлать?! Извинись и больше так не делай.” Но следуя этому подходу, я научилась лучше контролировать ситуацию: описать инцидент, определить чувства, обозначить правила, предложить альтернативу.
Я вижу, что ты хочешь ударить брата.
Но это больно.
Я не позволяю делать ему больно.
В нашей семье так нельзя.
Людей бить нельзя.
Можешь подушку ударить.
Скажи словами.
Если нужно, физически создаю препятствие рукой – шлагбаумом. Если истерика, стараюсь забрать, отвлечь, изменить обстановку. Устала, перевозбудилась, мало ли что. Она не контролирует ситуацию, мир стал слишком большим, и надо показать, что я приведу этот мир в порядок. И лучше не зацикливаться на обидчике, а обратить внимание на обиженного. Со временем тот, кто обидел, почувствует стыд и жалость и сам захочет извиниться. По крайней мере в теории.
Моей первой реакцией было: ну уж нет, спасибо. Я встречала Зиночек, которые и в 30 лет не умеют извиняться. Пусть мои дети приучаются сразу. Но в том-то и дело. Разве нам нужны волшебные слова по привычке, автоматически? Мы же надеемся на то, что они будут сказаны осознанно. Не лучше ли показывать своим примером, когда уместно их употребление? А как часто мы сами искренне благодарим друг друга? С тех пор мы перестали донимать Вишенку и не требовали говорить спасибо. Она и не говорила. Показывая пример, наши совместные ужины были нашпигованы громкими “Спасибами” и обильно присыпаны “Пожалуйстами”.
– Папочка, передай, соль, пожалуйста.
– Конечно, мама, пожалуйста.
– Спасибо!
– Тебе спасибо.
Правда, на допросе о разбитой чашке никто не раскололся, и извинений я так и не услышала.
Вообще “Извини”- птица редкая. Просить прощения сложно даже взрослым. Оказывается, я тоже не люблю признавать свои ошибки.
Пошла я недавно коньки точить. Возвращаюсь в мастерскую, и отдают мне мои блестящие доспехи без защиты на лезвия.
– Простите, а где защита? Синии такие. Я точно помню, как клала их в машину, и они были одеты.
– Сюда вы их приносили без них. Я, конечно, сейчас перепроверю и поищу, но я уверен, что их не было.
Может вы их в машине оставили?
– Я абсолютно убеждена, что были. Зачем бы я их снимала ?
– Чтобы такую ситуацию избежать.
– Точно были! С чёрными резинками ещё. Вот прямо в глазах стоят.
– Я естественно не хочу сказать, что вы придумываете, но я уточню у менеджера, который запись камеры наблюдения проверит.
Мастер исчез и я ждала его появления, ожидая увидеть улыбку на лице и услышать извинения за недоразумение. Мастер появился с улыбкой на лице и подтверждением, что на камере точно видно, что я принесла коньки без каких-либо насадок на лезвиях. Я растерялась. Покраснела. Потом запыхтела.
– Не может быть! я сама хочу посмотреть на запись! Мастер снова побежал вверх по лестнице.
– Извините, мы не имеем права показать вам запись, но там явно видно, что коньки без чехлов.
Промямлив что-то про то, как это странно, и возмутительно, я схватила свои коньки и удалилась. Пришла к машине, открыла, и выражения негодования сменилось на расширенные глаза, наполненные удивлением и неловкостью. Под сиденьем меня дожидались синие пластмассовые защитные полоски.
Я села за руль, и почти уехала, но было как-то не по себе. С шоколадкой вернулась в мастерскую, чтобы извиниться, но мастер уже ушёл. Это все напомнило мне, что нужно уметь не просто извиняться, но ещё и своевременно.
У детей вообще короткая память. Поэтому пока Зиночка ещё не выронила лопаточку, можно самой подойти к Петечке, посочувствовать ему и попросить прощения. Ему действительно больно и обидно, а Вам действительно его жалко. Не надо навязывать и приписывать детям свои чувства. У них свои. И они имеют на них право. Наша задача показать, как с ними справляться и как безопасно их выражать. Зачастую дети тут же прощают и мирятся.
Пока я разбиралась с коньками, Вишенка решила дома разобраться с декором. Зря что ли баночка густого крема стояла на столе ? Намного лучше наляпать его на стены, занавески, игрушки, и фитнес мяч. Чтобы было пятнистое все. Девочки в два с половиной годика очень любят украшать комнату. Дочка исчезла и я ждала ее появления, ожидая услышать извинения за недоразумение. Дочка появилась с улыбкой на лице, пристально посмотрела на меня, констатировала: “Мама, ты – злая. Все хорошо. Я с тобой.” И попросила кушать.
За ужином я была менее радостной, чем обычно.
– Покушала? Фрукты будешь?
– Да, вкусно. Спасибо, мама!
И тут я поняла, что не зря ждала. Извинения еще впереди, но настоящее искреннее спасибо действительно волшебно.
Подпишитесь на еженедельную информационную рассылку "Ракета"
Каждую неделю по понедельникам вы будете получать информацию о новых учебниках и видеокурсах, о новых статьях, а также бесплатные материалы для занятия с детьми
Вы подписались на рассылку