Как превратить скучную теорию в захватывающий проект
На занятиях со своей группой девятилетних билингвов я столкнулась с такой проблемой: детям совершенно не интересна грамматика, они не понимают, зачем им это надо, а донести до них смысл грамматических явлений просто необходимо.
К нашим многоязычным детям нужен особый подход: не теоретический, а практический, исследовательский. Не кормить их теорией о частях речи – авось, проглотят, – а дать им возможность самим поисследовать язык и ответить на вопрос: почему
именно так всё устроено, зачем?
А чтобы мотивировать их на исследование, нужна понятная и достижимая цель, конкретный творческий продукт, который дети смогут сделать сами, а потом гордиться своими достижениями.
Так родился наш проект «Грамматика в стиле Common Craft».
Common Craft – это название компании Ли Лефевера. Именно он создал этот стиль и стал снимать для компаний короткие и доступные объясняющие ролики. Идея так всем понравилась, что начала использоваться повсеместно, в том числе педагогами. И мы подумали:
а чем мы хуже? Все выглядит очень просто: нужно максимально коротко и доступно объяснить какое-либо явление, а видеоряд к нему – нарисованные от руки бумажные картинки, которые двигают руками участники съемок.
Чем удобен Common Craft в учебных целях?
- Во-первых, чтобы что-то объяснить, нужно самому в этом разобраться. Без понимания сути явления не получится доступного объяснения.
- Во-вторых, это мощнейшая мотивация для детей, ведь это творческая задача, в которой дети сами и сценаристы, и режиссеры, и мультипликаторы.
- В-третьих, это командная работа. Необходимо распределить роли, договориться, кто за что отвечает, синхронно действовать во время съемок.
- И наконец, в этой технологии можно делать ролики про что угодно!
Мы решили начать с имени существительного. Именно с частями речи у детей были самые большие проблемы. Для меня было важно не только разобраться с тем, что такое имя существительное, но и дать им опыт самостоятельного исследования, разработки
и воплощения собственного творческого проекта, поэтому я отталкивалась от следующих принципов:
- не делать проект за детей, а только направлять их;
- научить их самостоятельной исследовательской деятельности;
- научить детей работать в проекте: ставить цели, распределять задачи, оценивать результаты.
Для тех, кто тоже зажегся идеей превратить серьезные занятия в интересные проекты в стиле Common Craft, несколько практических советов:
Чтобы что-то сделать, надо понять как это устроено
Посмотрите несколько роликов в стиле Common Craft, обсудите, чем они отличаются от других роликов, обязательно составьте список их особенностей. У нас с детьми получилась интеллект-карта:
Начинайте с функции явления: а зачем это нужно?
Чтобы понять, зачем нам нужны имена существительные, мы поиграли в игру ЗАБЫВАЙКУ: представьте себе, что вы забыли названия всех предметов вокруг вас. Попросите у соседа ручку (карандаш, линейку, ластик, сходить вместе в магазин).
Оказалось, объясняться таким образом сложно. И мы пришли к выводу, что имена существительные – это слова, которые дают имя всему, что существует, что есть вокруг нас.
Дайте попробовать и ошибиться
Мы подумали, кто может быть герой нашей истории. Это должен быть кто-то, кто не знает, как называется все, что нас окружает. После мозгового штурма получили варианты:
- инопланетянин
- ребенок
- иностранец
- первобытный человек
Остановились на инопланетянине.
Подумали, какие картинки нам нужны. Здесь, конечно, для детей начинается самое приятное: рисовать. А потом они сразу рвутся в бой – быстрее снимать ролик! И тут самое важное – дать им возможность попробовать сделать так, как они считают
нужным. Пусть получится не очень красиво и даже сбивчиво, но зато потом дети смогут посмотреть на свое творение и оценить его. Мои пришли к выводу, что нужен подробный сценарий.
Прежде чем писать сценарий, проведите исследование
Мы проводили большое исследование имени существительного, играли со словами, выясняли, чем они друг от друга отличаются, почему собака – это она, а стол – это он и так далее. Но это – отдельная технология работы, которая называется ОТСМ-ТРИЗ
(Общая теория сильного мышления на основе Теории решения изобретательских задач) и тема для отдельной статьи.
Для съемок нужна команда
В идеале, нужна команда из 3-4 человек. Один человек читает текст, двое двигают картинки (желательно, чтобы они стояли по обе стороны стола, чтобы руки в кадре не загораживали картинки), еще один человек снимает. Можно приспособиться и
вдвоём, но будьте готовы долго репетировать.
Обязательно обсуждайте результаты
Обязательно оглядывайтесь на уже проделанную работу и обсуждайте, что получилось, а что – нет, что надо улучшить и чему вы научились в ходе этого проекта. Проект – это всегда больше, чем та тема, над которой вы работаете.
Удачи вам
в вашем творчестве!
А вот и ролик:
Подпишитесь на еженедельную информационную рассылку "Ракета"
Каждую неделю по понедельникам вы будете получать информацию о новых учебниках и видеокурсах, о новых статьях, а также бесплатные материалы для занятия с детьми
Вы подписались на рассылку